Фризен Альфред Петрович

Фризен Альфред Петрович

Фризен Альфред Петрович 25.11.2020 (29 октября 1929 г., г. Уфа). Родился в семье служащего. В 1934 г. семья перехала в Рубцовск. В 1941–1945 гг. учился в железнодорожном училище, работал в ремонтной бригаде. В 1947 г. с родителями переезжает в Славгород, работает слесарем на Славгородской МТС. В 1956–1962 гг. заочно учится в Московском народном университете им. Н. К. Крупской. В 1959 г. снова переезжает в Рубцовск, где до 1969 г. работает токарем на Алтайском тракторном заводе (АЗТ). Одновременно посещает изостудию В. Тихонова, принимает участие во Всероссийской выставке произведений самодеятельных художников (Москва, 1965 и 1967 гг.), в выставке «Край родной», посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции (Барнаул, 1967 г.). В 1969–1982 гг. работает художником-оформителем во дворце культуры АТЗ. В 1979 г. состоялась первая персональная выставка, приуроченная к 50-летию художника (Рубцовск). В 1980 г. работал в доме творчества «Горячий ключ» (Краснодарский край), в 1982 г. — в доме творчества «Академическая дача» (Калининская область). В декабре 1982 г. с семьей переезжает в Барнаул и по 1989 г. работает художником-оформителем в кинотеатре «Пионер». С 1989 г. — член Союза художников России. В 1993 г. участвует в коллективной выставке «Русская галерея» (Даллас, США); в 1996 г. — в выставке «Художники-немцы в Сибири» (Новосибирск). В 1999 г. состоялась юбилейная персональная выставка в Государственном художественном музее Алтайского края, его картины экспонируются в Москве на выставке «Современные произведения художников Алтая» и в Германии в г. Эшборне. В 2000 г. прошла персональная выставка в художественной галерее города Саарбрюкена (Германия). В 2003 г. принял участие в III Международном биеннале современной графики, проходившем в Новосибирске. С 2003 г. и по настоящее время выступает с персональными выставками в музеях и арт-галереях Барнаула, участвует в региональных выставках «Сибирь», во всероссийских выставках. Фризен — профессиональный художник, живописец, график, художник-модернист, большой мастер нетрадиционной живописи. Художник работает в широком диапазоне художественных направлений: футуризм, геометрическая абстракция, супрематизм, конструктивизм. Главные средства выразительности художника — это форма и цвет. Ключом к пониманию творчества Альфреда Фризена могут служить теоретические работы Василия Кандинского. Искусство А. Фризена сложилось во многом благодаря художественным произведениям В. Ван Гога, Р. Фалька, П. Мондриана, К. Малевича и В. Кандинского. Произведения А. Фризена находятся в художественных музеях Красноярска, Барнаула, Рубцовска, Камня-на-Оби, галереях ГТЦ г. Эшборна, г. Саарбрюкена, в частных коллекциях Германии, США, Швеции, Франции.

Эврика Альфреда Фризена


Альфред Фризен родился 29 октября 1929 г. в семье российских немцев. В школьные годы мальчик, вдохновленный репродукциями картин Виктора Васнецова и Ивана Шишкина, начал заниматься живописью. Детская мечта быть художником определит всю его дальнейшую жизнь. Жизненные обстоятельства не благоприятствовали художественной карьере. Детство, выпавшее на военное лихолетье, необходимость зарабатывать на хлеб физическим трудом, отсутствие в послевоенные годы художественных учебных заведений в сибирском регионе надолго отодвинули мечту. Первые серьезные навыки в профессии Альфред Фризен получил только к тридцати годам, обучаясь в Московском заочном народном университете им. Н. К. Крупской. И только в 1969 г. Фризену удалось устроиться на работу по специальности, он получил должность художника-оформителя во дворце культуры Алтайского тракторного завода в городе Рубцовске. В 1970–1980 гг. огромную популярность в среде рубцовской творческой интеллигенции имеет художественная студия Владислава Тихонова. Альфред Фризен — активный участник объединения, постоянные и упорные «штудии» способствуют шлифовке ремесла живописца. В этот период Фризен совершает переход от самодеятельного творчества к профессиональному искусству. На его работы обращают внимание известные на Алтае художники, члены Союза художников СССР — Федор Торхов и Семен Чернов. Десятилетие, выпавшее на 1980-е гг., в творческой жизни Альфреда Фризена одно из самых насыщенных, плодотворных. Художник ведет активную выставочную деятельность, совершает пленэрные поездки в Крым, посещает творческие дома, много пишет. Серия пейзажных работ крымского периода принесла Альфреду Петровичу репутацию добротного художника-реалиста. Ландшафтные и городские пейзажи, портреты и натюрморты — излюбленные жанры живописи Фризена этого периода. По совету известного художника и скульптора Василия Рублева в 1989 г. в возрасте шестидесяти лет Альфред Петрович вступает в Союз художников России. Фризен получает признание коллег-профессионалов, регулярно участвует в краевых и зональных выставках, растет спрос на его картины. Многие художники могли бы считать свою карьеру на этом этапе вполне удавшейся и успокоиться. Но Фризен на пике успешности начинает все сначала. На рубеже 1990-х гг. художник раскрывается с абсолютно неожиданной стороны. От пейзажа внешнего мира он приходит к пейзажу мира внутреннего. Прежней осталась только манера наносить красочный слой — заглаживать (без лессировки) поверхность холста тонкими кистями. Весь свой потенциал он бросает на разработку нового творческого метода, подбирает к нему другой инструментарий, осваивает нетрадиционный художественный язык и совершает прорыв, чтобы далее следовать иным, никем не предвиденным маршрутом. Осознанно и смело художник открывает новый этап в своей творческой жизни. Как оказалось, в Альфреде Фризене был сокрыт запас творческих сил на целых две карьеры. Своеобразие нового искусства Альфреда Фризена во многом объясняется историческими условиями, в которых оно развивается. 90-е гг. XX столетия в России отмечены глубокими социальными изменениями, коренной идеологической ломкой общества, напряженными духовными исканиями. Потоки новой, ранее неведомой информации — исторической, политической, гуманитарной, в том числе искусствоведческой, захлестывают социум. Роковая трансформация страны раскрепощает художественное мышление Альфреда Фризена. С изменением миропонимания становится другой творческая лаборатория художника, что, безусловно, находит отражение в живописи. В произведении «Корабли» (1990 г.) мы наблюдаем совершенно нетипичное для реалистического метода композиционное решение. Нагромождение объектов, минорное настроение колорита составляют в сумме художественный образ, претендующий на метафоричность. Изображенная ситуация (корабли теряют курс следования), очевидно, является рефлексией художника на произошедшие перемены в стране. В середине 1990-х гг. художник окончательно отходит от реалистического канона. Одного взгляда на его работы «Дома. Старуха. Сухое дерево» (1996 г.) и «Башня» (1997 г.) достаточно, чтобы уловить их связь с русским авангардом начала XX в. Русское авангардное искусство Фризен постигал через книги и энциклопедии, которые стал собирать в 1970-х гг.: покупал или выменивал на продукты, а порой на свои картины. Фризен, пытливый по своей природе, искал любую информацию о российских и зарубежных художникахавангардистах — ниспровергателях канонов классического искусства. Альфред Фризен с пристрастием изучает работы художников Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Александра Куприна, входивших в творческое объединение «Бубновый валет». Не меньшее внимание алтайский художник уделяет и советской Владимирской школе живописи во главе с Владимиром Юкиным и Константином Бритовым. Фризен становится вдохновенным приверженцем эстетического кодекса открытых им художественных школ. Ему импонирует их исследовательское и экспериментальное начало, их внимание к форме, цвету и свету, фактуре, пространству, перспективе. Изначально и интуитивно влюбленный в цвет, Фризен равняется на работы этих мастеров, стремится к такому же ярко выраженному, звучащему колориту. Палитра Альфреда Фрнзена окончательно преобразилась под влиянием солнечных красок Винсента Ван Гога. (В это трудно поверить, но о живописи Ван Гога многие русские художники узнали лишь к концу XX в.). Возможно, Фризен воспринимает слова великого голландца как предвидение и завет. А Ван Гог предрекал: «Живопись, какова она сейчас, обещает стать более утонченной — более музыкальной и менее скульптурной, и наконец, она обещает цвет. Лишь бы она сдержала это обещание». На протяжении 14 лет в работах крымской серии Фризен оттачивает мастерство колориста. И вдруг в начале 1990-х гг. палитра его картин внезапно темнеет, будто на всех полотнах разом заходит солнце, исчезает источник света. Этот период ознаменован поиском формы, очертаний будущей живописи. Теоретические изыскания Поля Сезанна, Каземира Малевича, Василия Кандинского, в изучение которых погружается Фризен, служат своего рода катализатором в процессе создания новой эстетической системы координат художника. В своих новых работах Альфред Фризен опирается на достижения сезаннизма, супрематизма, конструктивизма и геометрической абстракции. Цвет возвращается в его работы — но он уже другой: либо подчеркнуто декоративный, либо приглушенно интимный. В XXI в. живопись Альфреда Фризена пронизана флюидами постмодернизма. Как известно из истории искусств, постмодернизм является естественным итогом развития модернизма, приспособлением последнего к реалиям изменившейся культуры. Мы можем назвать художника Альфреда Петровича Фризена несознательным постмодернистом. Именно поэтому мы наблюдаем в его творчестве плюрализм художественных направлений. В творческом собрании Альфреда Фризена найдется с десяток работ, в которых зритель без труда обнаружит цитаты из художников самых разных эпох. Монтаж мотивов призван провоцировать воображение зрителя. Ярким примером может служить картина «Джоконда и Пит Мондриан» (2003 г.), где автор соединяет в один образ фрагмент классической работы XVI в. и нонклассику XX в. Интересен игровой аспект, который иногда проявляется в процессе работы Фризена над картинами. По собственному признанию, художник любит рисковать в своих работах, то есть придумывать сплетение «враждебных» друг другу контрастов и затем исправлять эту намеренную погрешность разными композиционными ухищрениями, нейтрализуя конфликт и решая таким образом трудную задачку. Здесь сразу включается ассоциация с небезызвестным романом Германа Гессе «Игра в бисер», где мастера игры составляют всевозможные комбинации, увязывая в единый узор разные виды искусства и математику. Концепция игрового начала является одной из ключевых в понимании эстетики искусства постмодерна. Мы неслучайно употребляем эпитет «несознательный» по отношению к Фризену-постмодернисту. Автор и сердцем, и разумом все же следует кодексу модерниста, он ищет и воплощает личное, сокровенное видение истины, воспринимая свою миссию художника с особым трепетом. К тому же Фризен, как мы уже успели убедиться, отнюдь не равнодушен к русскому авангардному искусству и к западным художникам-модернистам, тогда как искусство постмодернизма в целом отрицает элитарное искусство эпохи модерна и стремится к демократичной, понятной форме. Радикально изменив художественное мышление, Альфред Петрович, возможно, сам того не желая, сделал свою живопись трудной для восприятия неподготовленной публики, случайных посетителей выставочных залов. Грамматика многих его произведений позднего периода не предполагает однозначного прочтения, художественный образ этих работ интригует своей семантической загадочностью. Для поздней живописи Альфреда Фризена нужен компетентный экскурсовод. В искусствоведческой практике существует универсальная схема, которая помогает облегчить понимание сложной, нетрадиционной живописи. Произведения Альфреда Фризена позднего периода целесообразно представить в виде многоуровневого строения. Первый этаж — это уровень предметности картины, на котором мы видим, что изображено. Второй этаж — уровень сюжетности произведения, где мы узнаем, что происходит. Кажется, что первые, самые простые уровни на обычный взгляд не отзываются: беспредметные абстракции, геометрические мозаики, до неузнаваемости искаженные пропорции объектов окружающей действительности, обобщенные до схематизма человеческие фигуры. Для интерпретации этих и других трудночитаемых изображений мы должны обратиться к высшему уровню произведения — религиознофилософскому. Данный уровень представляет собой совокупность архетипических символов, семантических маркеров, которые создают нужную последовательность ассоциаций и приводят к некой рефлексии. Часто автор оставляет ключ для понимания картины в названии работы. Цветовая палитра — еще одна подсказка (цвет имеет значение!) на пути постижения истинного смысла высказывания художника. Колорит картины внушает особую эмоцию, которая способствует считыванию других уровней произведения и восприятию образа в целом. Наконец, самый важный уровень — это пространство самого автора, его мир, его космос. Мы, зрители, конечно, понимаем его в меру своего разумения. Безусловно, такой подход к прочтению картины, предполагающий проникновение во внутренний мир автора, может показаться слишком субъективным, но именно личностный характер, самобытность и неординарность должны цениться и ценятся в художнике превыше всего. Выражение своей уникальной индивидуальности, воплощение того, как видит художник, придают произведению статус самоценного эстетического объекта. Альфред Фризен не без оснований считает, что для его работ нужны специально оформленное пространство и тщательно выверенная экспозиция. Экспериментальные порывы в оформлении выставочного павильона художник воплотил в жизнь в 1999 г. в Государственном художественном музее Алтайского края. Публика наверняка обратила внимание на картины Фризена, подвешенные к потолку выставочного зала. Знаменательно также участие художника в III Международной биеннале современной графики в Новосибирске в 2003 г. (куратор биеннале — Владимир Назанский). На форуме, имеющем репутацию молодежно-экспериментального, Альфред Фризен предстает одним из самых возрастных (по паспорту) художников, но при этом демонстрирующим свежий, эвристически-творческий дух. В позднем творчестве Фризен принимает соблазн инсталляции. Художник подходит к этому новому для него виду искусства с позиции конструктивизма: создает из бытовых и промышленных предметов необычные артефакты, архитектурные конструкции. Он продолжает осваивать язык современного искусства, сообщая на нем то, что может сказать только он. Разнообразные комбинации цветовых соотношений, сложные и оригинальные композиции, особые образы, в которых заключены идеи и символы, — все вместе это составляет абсолютно уникальный художественный код. Многогранность художественного мышления Альфреда Фризена и многомерность его живописных произведений представляют для исследователя его творчества сложную, но чрезвычайно увлекательную задачу. При всех ассоциациях с направлениями русского авангарда и западного модернизма, присутствующих в живописи Альфреда Фризена, его творчество оригинально, отмечено особым авторским стилем. Художник мастерски использует впечатления от известных в истории искусств работ для создания своих собственных произведений.
 Думается, Альфред Петрович Фризен не однажды, стоя у законченного полотна, вправе был воскликнуть: «Эврика!» — что значит: «Нашел! Сделал! Браво!». И зритель вторит мастеру: «Эврика!».

Александр РЫЖОВ

искусствовед Альфред Фризен. Диалог с авангардом: художественный альбом / сост. и автор статей А. В. Рыжов. — Барнаул, 2014.

 Путь человека Живопись

 Альфреда Фризена исторически значима для искусства Сибирского региона. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел выстроить диалог с авангардным искусством начала XX в. (которое так и не дошло в свое время до Сибири). Он сумел объять почти все достижения русского авангарда — абстрактную живопись, кубофутуризм, конструктивизм. Осмысливая опыт авангардистов, Альфред Фризен реализовал и свою творческую индивидуальность. Альфред Петрович Фризен — человек с огромным жизненным и духовным опытом, человек, которого отличает культурный лоск. Художник много читает, заучивая наизусть цитаты великих художников и поэтов. В тройке любимых поэтов художника — Андрей Вознесенский, Николай Рубцов, Иван Жданов. Альфред Петрович превыше всего ценит честность и категорически не приемлет вероломство, предательство. Будучи человеком толерантным,вежливым, он готов иногда уступить в споре, сгладить в беседе острые углы, но при этом художник имеет собственную позицию по любому вопросу, ему чужд конформизм. Не случайно в своей портретной галерее он собрал деятелей искусства и культуры, не захотевших подстроиться под идеологический стандарт. Чуткость, сочувствие человеческим страданиям характеризуют его как художника-гуманиста и придают его искусству дополнительную глубину. Работая над картиной, Альфред Фризен желает одного: чтобы созерцание произведения приносило зрителю очищение, делало его добрее, умнее. Ему хочется влюбить зрителя в свою живопись. Альфред Петрович и сам влюбчив от природы, однако на представительниц прекрасного пола он смотрит особенным взглядом художника, отмечающим прежде всего гармонию духа и пропорций человеческого тела. Вероятно, живопись художника неслучайно полна многочисленных вариаций контрастов. Альфред Петрович и своей собственной персоной представляет удивительный контраст: при внешней скромности он обладает смелостью и дерзкой раскованностью внутренней творческой жизни. С середины 1990-х гг. этот контраст с каждым годом увеличивался. Новое направление, выбранное им в творчестве, порой встречает недоумение коллег. Впрочем, Альфреда Петровича всегда понимают и поддерживают те люди искусства, которые не ограничивают себя рамками в творчестве и открыты для новых тенденций и веяний. Фризену, человеку открытому, общительному, с тонким чувством юмора, всегда удается установить дружелюбные взаимоотношения с коллегами-художниками. В Рубцовске в студии Владимира Тихонова он встречает единомышленника — художника Николая Бойко, в будущем неизменного партнера по пленэрным прогулкам в Крыму. Дома творчества знакомят Альфреда Петровича Фризена с художниками из разных регионов России. Переехав в Барнаул, он находит друзей в изостудии Василия Рублева. Мы уже упоминали, что Альфред Фризен становится членом Союза художников России по рекомендации Василия Рублева (а также Ильбека Хайрулинова, Виктора Зотеева и Вячеслава Загонека). Кстати, небывалый прецедент в истории Алтайского отделения СХР — его членом стал художник, рисующий афиши в кинотеатре и занимающийся живописью лишь в свободное от работы время. Альфред Петрович легко срабатывается с художниками творческого объединения «Номады». В этой группе, созданной на пороге миллениума по инициативе Ларисы Пастушковой, состоят Сергей Дыков, Юрий Юрасов, Сергей Червов, Юрий Яуров и др.
«Номады» больше пяти лет кочевали по Сибири, экспонируя нетрадиционную (неакадемическую) живопись. Их экзотические выставки хорошо помнят любители искусства в Новосибирске, Барнауле и других городах. Обретая новых единомышленников на художественном фронте, Альфред Петрович не сразу находит отклик на свою новую живопись среди искусствоведов. В кругах Алтайского государственного университета (АлтГУ) живопись Альфреда Фризена реалистического периода являлась частым предметом исследования. В разное время к пейзажному и портретному творчеству художника обращались профессор Тамара Степанская, искусствоведы Людмила Лихацкая и Лариса Нехвядович . Если художнику и показалось, что его новый творческий этап искусствоведы обходят молчанием, то очень скоро он обретает информационную поддержку в лице Светланы Мягких, научного сотрудника Государственного художественного музея Алтайского края. Искусствовед Светлана Мягких становится автором трех вступительных статей к каталогам 1999, 2004 и 2009 гг. и делает первый серьезный вклад в освоение материала позднего периода творчества Фризена. Новые исследования о позднем творчестве Фризена появляются в университетском научном сборнике «Наследие и современность (Искусство Сибири)», вышедшем в 2005 г. На страницах издания опубликован доклад Натальи Сухоруковой «Музыкальность живописи Альфреда Фризена». Студенты факультета искусств АлтГУ пробуют свои силы в постижении объемного и разнообразного творческого наследия художника. Этой теме посвящаются доклады и курсовые работы. Альфред Петрович очень гостеприимный художник, двери его мастерской всегда открыты и для коллег, и для поклонников творчества. Мансарду Фризена часто посещают студенты. По словам художника, ему всегда интересен взгляд молодежи на его полотна, ведь это своего рода проверка временем для его живописи. Что бы ни происходило в жизни художника, семья — супруга Клара Матвеевна, дочь Ольга и внук Михаил — остается для него надежным оплотом. И он всегда чуток и отзывчив к потребностям семьи. В свой юбилейный год Альфред Петрович по-прежнему трудится, приобретает знания, пишет новые картины.

Александр РЫЖОВ
искусство Альфред Фризен. Диалог с авангардом: художественный альбом / сост. и автор статей А. В. Рыжов. — Барнаул, 2014

Альфред Фризен: «Я художник-непоседа» 

20 сентября 2011 г. в Доме ученых Сибирского отделения РАН открылась выставка алтайского художника Альфреда Фризена «Ретроспектива». Его работы заставят задуматься о природе искусства даже наиболее скептически настроенных жителей Академгородка. «Жизнь меняется, вместе с ней должен меняться и художник, его работы и его отношение к миру. Иначе он просто потухнет, станет не интересен окружающим и самому себе. Это мое правило, когда я беру кисти и краски в руки», — рассказывает автор выставки Альфред Фризен. Альфреду Петровичу уже 83 года. Но, несмотря на это, он считает себя совсем юным художником. «Я очень любознательный человек. Я люблю искусство во всех его проявлениях: будь то поэзия, картины или музыка. Главное, чтобы я чувствовал этот мир», — говорит он. Путь к творчеству для алтайского художника начался 76 лет назад. Тогда, будучи совсем мальчишкой, он пришел в гости к своему другу, отец которого был художником и делал копии знаменитых картин. Тогда и состоялось первое знакомство Альфреда Фризена с творчеством Шишкина и Васнецова. Увидев работы, он решил, что тоже станет художником. Но, как это часто бывает, жизнь распорядилась иначе. «Мне было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Я целыми днями стоял за станком, чтобы обеспечить наших солдат всем необходимым для жизни и сражений. Но даже тогда я точно знал: рано или поздно в мои руки попадет набор красок и кистей», — рассказывает Альфред Фризен. После войны он учился в художественном университете в Москве, правда, заочно. Многие не понимали такого стремления молодого человека к искусству и нередко подшучивали: учиться заочно на художника — все равно, что питаться заочно. Но и это не остановило Альфреда Петровича. Дальше стало проще. Автора сегодняшней выставки начали приглашать на «творческие дачи». «Мы приезжали на дачу к какому-нибудь именитому художнику из Москвы или Санкт-Петербурга. Порой нас собиралось до 50 человек, и два месяца мы посвящали только искусству. Рисовали, обсуждали и оттачивали свое мастерство», — вспоминает Альфред Петрович. Затем стали появляться персональные выставки в родном городе. Но признание к художнику пришло уже после 40 лет. На одну из его выставок случайно попали художники-коллеги и посоветовали не прятать столь ценные материалы в одном выставочном зале. Картины Альфреда Фризена побывали в Германии, США, Москве, Саратове. В нашем районе открытие выставки «Ретроспектива» совпало с открытием Выставочного зала Дома ученых СО РАН после реконструкции. «Мы очень долго уговаривали Альфреда Петровича выставляться в нашем зале. Два года мы вели переговоры, и каждый раз открытие откладывалось. И вот когда мы отремонтировали Выставочный зал, съездили в Барнаул и отобрали вместе с автором картины для этой выставки, становится ясно — мы не ошиблись!» — рассказывает на презентации заведующая Выставочным залом Ирина Бич. На этой выставке каждый найдет что-то себе по душе: здесь представлены ранние работы художника (портреты и пейзажи Алтайского края), более зрелые работы — авангард и кубизм. Барнаульские искусствоведы говорят о Фризене: «Он идет в ритме времени, тонко улавливая звук, цвет, координаты движения». Мнения же посетителей выставки в Академгородке различны. «Выставка просто уникальна. Когда заходишь в зал и видишь совсем новые работы, кажется, что их автор — молодой художник. Когда же знакомишься с ним, понимаешь, насколько это удивительный человек. Я считаю, что на его работах должны учиться дети. Это очень тонкое и гармоничное видение мира», — воодушевленно говорит одна из посетительниц выставки, разглядывая работы. Другая посетительница по имени Ирина не может объяснить, чем ее так привлекли и потрясли картины. «Это настолько своеобразно! Меня поражают форма, насыщенность цветов», — рассказывает она. Впрочем, некоторым зрителям непонятно, что же такого уникального в этой выставке: «Знаете, нарисовать цветные квадратики, треугольники и кружочки могу и я, и мои соседи, и мои дети. Я не увидел здесь ничего нового, интересного, познавательного». По мнению искусствоведов, Фризен — это человек-эпоха, «человек, идущий вперед лицом, обращенным назад». Все его работы так же динамичны, как и время. На каждом полотне отражается история России и каждого ее жителя. Насколько это верно и что несут нам картины Альфреда Фризена, жители Советского района могут узнать, посетив выставку «Ретроспектива» до 17 октября.

    Марина МЕЗИНА

«Академия новостей» (Новосибирск), 22 сентября 2011 г.

Абстракции и реальность

Альфреда Фризена 29 октября в Барнауле, в Алтайском краевом Российско-Немецком Доме, отмечали 75-летний юбилей Альфреда Петровича Фризена — художника, известного далеко за пределами Алтая. 

Творчество Альфреда Фризена привлекает своей многоплановостью и разнообразием жанра. Особое место занимают портреты, преисполненные глубокого интереса к нашим современникам. Говорят, когда художник пишет чей-то портрет, он пишет себя. И действительно, на мой взгляд, глядя на портреты людей, написанных Фризеном, находишь некоторое сходство с автором. Штрихи загадочности, интеллигентности, сдержанности… А может, автор неслучайно останавливает свой выбор именно на этих людях? В этом жанре есть очень много интересных работ, таких как автопортрет, портрет дочери, портреты профессора Малиновского и Альфреда Шнитке… Наблюдательность и фантазия автора прослеживаются в его натюрмортах, но особое место художник отводит пейзажу. Как рассказывает сам Альфред Петрович, он очень любит находиться наедине с природой, ранней весной наблюдать, как она просыпается, или, напротив, «не просмотреть», как первый пушистый снег укрывает землю. Кроме природы, Альфред Петрович пишет много пейзажей с видами улиц и старейших уголков городов Барнаула, Рубцовска, Симферополя, Гурзуфа, Бахчисарая. Он умеет настолько точно передать настроение задуманного сюжета, что невольно зритель ощущает себя в этой атмосфере. В последние годы художник работает в стиле авангарда. Он сменил привычные холст и масло на картон и гуашь и стал рисовать абстракции и фантазии. Этой теме и были посвящены одни из его последних выставок — «Рациональное и иррациональное» и «Субстанции». Даже картины были размещены не совсем обычно. Например, картина «Театр» была повешена «вверх ногами» и при этом органично смотрелась, не ущемляя достоинства работы, а наоборот, подчеркивала талант и оригинальность художника. Приковала внимание, загипнотизировала зрителя и абсолютно новая картина «Парад суверенитетов» — контраст официоза и женственности, строгости и нежной теплоты. На выставке были представлены и другие работы, отражающие действительность и наполненные глубоким философским смыслом: «Брожение умов», «Лабиринт», «Бег», «Субстанции». Именно экспозиция «Субстанции» задает настроение выставке.

Так кто же он — этот человек, который своим творчеством на протяжении стольких десятилетий будоражит и интригует воображение зрителей? Альфред Петрович Фризен родился 29 октября в 1929 г. в Уфе, в семье российских немцев-интеллигентов. Когда Альфреду было 6 лет, он впервые в гостях у своего друга увидел картины, написанные маслом (отец этого мальчика был художником-любителем). Рассматривая тюбики с красками, он выдавил на белый лист капельку красной масляной краски. Это пятно, возможно, и предопределило его дальнейшую судьбу художника. В 1934 г. семья Фризен переехала на Алтай в город Рубцовск. Это были тяжелые годы для советских (как их тогда называли) немцев — именно тогда начались преследования по национальному признаку. Как многие немцы его поколения, Альфред Фризен долгие годы не имел возможности учиться, и только в 1956-м ему удалось поступить на заочное отделение Народного университета искусств им. Н. К. Крупской, который он закончил в 1962 г. С 1989 г. Альфред Петрович — член Союза художников СССР. За все эти годы им написано огромное количество работ, которые демонстрировались на различных выставках не только на Алтае и в других регионах России, но и за рубежом (в Германии и США). Альфред Петрович — частый гость Алтайского краевого российсконемецкого дома. С этим человеком общаться легко и приятно, а его интеллект и кругозор просто поражают. У него дома прекрасная библиотека, он хорошо знает творчество не только своих соотечественников: знакомство с западными художниками сыграло немалую роль в творчестве Фризена, что нашло отражение и в его работах. В свои 75 лет Альфред Петрович находится в прекрасной спортивной форме. В чем же секрет его творческого долголетия? Скорее всего, в нем самом, в его неустанной жажде жизни, в стремлении не пропустить ничего нового и в постоянном общении с людьми. И в этом у него нет недостатка. В его мастерской всегда много друзей, причем разного возраста. По словам Альфреда Фризена, молодежи даже ближе и понятнее его авангардистские работы. Сейчас художник готовится к юбилейной выставке, которая пройдет 16 декабря в Государственном художественном музее Алтайского края. Желаем ему творческих успехов, и как знать, может, нам посчастливится узнать еще одну неоткрытую веху его творчества!

Марина САВЫШИНА  

«Московская немецкая газета», 19 ноября 2004 г.

Нечаянный постмодернизм 

Барнаульскому художнику Альфреду Фризену в этом году исполнилось 85 лет. Алтайское отделение Союза художников России традиционно устраивает своим юбилярам большие ретроспективные выставки, и Альфред Петрович удостоился этой чести. 13 ноября в выставочном зале СХР открылась его выставка «Диалог с авангардом». Она объединила живописные работы автора за последние 35 лет, его фотографии, контррельефы, графику и инсталляции. 

Альфреда Петровича сегодня называют абстракционистом. Однако так было не всегда. Он начал заниматься живописью в 30 лет, после войны. В то время он писал реалистичные портреты, пейзажи и натюрморты. Раннему периоду творчества 1970–1980-х гг. на выставке отведен большой зал. Одна из самых ранних работ в экспозиции — «Портрет жены» (1969 г.). Она изображена в профиль, скромно и целомудренно, за чтением, на сером фоне, в сером халате и белой косынке. Эта картина в духе соцреализма никак не предвещает грядущих перемен в живописи автора. В начале 1990-х гг. творчество Альфреда Фризена меняется вслед за социально-политическими переменами в стране. Этому способствовали новые взгляды на искусство в государстве и обществе. Фризену шел уже седьмой десяток, но он смело отказался от реализма и стал изучать творчество российских и зарубежных авангардистов методом эксперимента. Он собирал книги и альбомы об искусстве, выменивал их на свои картины. В его работах начала 90-х — поиски новых средств выразительности и протест против прошлого, как у членов «Бубнового валета». В «Натюрморте с бутылками» — сезаннистская лепка форм и их упрощение, в пейзаже «Барнаул. Ул. Горького» — искаженные дома, падающие в разные стороны, и черные силуэты деревьев вокруг одинокой фигуры на белом снегу. Среди работ 2000-х гг. много геометрических абстракций, среди которых есть и скорее супрематические (поток четырехугольников в «Композиции №65»), и футуристические (динамичный коллаж «Узел»). Около 200 выставленных работ полностью раскрывают разнообразие творчества Альфреда Петровича, но экспозиция не позволяет проследить череду изменений в нем. Реалистические пейзажи 1980-х гг. соседствуют с образами в духе крестьянского цикла Малевича, предельно обобщенными фигурами людей («Протест»). В последнем зале собраны работы преимущественно позднего периода творчества Фризена. Среди них есть очевидные заимствования вроде «Джоконда и Пит Мондриан», где самое известное лицо эпохи Возрождения смотрит на зрителя сквозь узнаваемое сочетание цветных четырехугольников «Композиции...» Мондриана. 

Цитат так много, что даже там, где их не видишь, начинаешь предполагать. Но Фризен среди постмодернистских игр все же находит свой стиль, который выставка позволяет увидеть. Он не только в декоративном цвете и особенностях живописи художника, но и в темах его работ, в самом «диалоге с авангардом» — в аллюзиях и заимствованиях. Альфред Петрович учится изобразительному языку художников начала ХХ в. и использует его для создания своих произведений. Контррельеф «Ван Гог» из крышек, досок и вырезки с автопортретом великого художника ничего не говорит нам о Ван Гоге, но показывает, что он занял особое место в жизни Фризена. «Новое» искусство (столетней давности) однажды восхитило художника, и он делится своим восторгом. Оно открыло ему возможность смелого поиска себя в искусстве, и Альфред Петрович, безусловно, нашел то, что искал. И ему уже не важно, насколько это модно и актуально сегодня. 

Лидия ЗИНОВЬЕВА 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства 

«Про арте». 2 декабря 2014 г. 

Авангард состоялся. Диалог с авангардом 

В выставочном зале Союза художников 13 ноября прошло открытие персональной выставки Альфреда Фризена «Диалог с Авангардом», которая посвящена 85-летию художника. 

В экспозиции представлено более 200 работ, еще около 100 привезенных автором не поместились в пространствах залов. Эта выставка отличается от всех предыдущих выставок Альфреда Петровича. Она заключает в себе картины многих лет, начиная с 1969 г. и заканчивая 2014-м — художник творит до сих пор. На ретроспективной выставке представлены инсталляции, коллаж, фотографии, а также живопись и графика, выполненные в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа, но интерпретируются они совсем нетрадиционно. «У Альфреда Петровича за всю его жизнь прошло множество персональных выставок во всех галереях нашего города, в других городах и даже за границей, — рассказывают сотрудники Союза художников. — Эта юбилейная выставка объединяет в себе разнообразные работы. Альфред Петрович привез более 300 работ, ему хотелось как можно полнее показать свое творчество и то, как за эти годы оно развивалось и как развивался он сам».

На открытии присутствовала жена художника. Она принимала поздравления вместе с Альфредом Петровичем. Одна из самых значимых работ на этой выставке — портрет Клары Матвеевны. Портреты — это особая, неиссякаемая тема в творчестве, отражающая все метаморфозы стиля художника. Почти во всех портретах или отсутствует, или проявляется очень слабо то, что называется портретным сходством. Художнику не важна внешняя оболочка человеческой сущности, и он находит другие точки соприкосновения с моделью, дающие ей узнаваемость на его холстах. Разнообразие работ на выставке показывает зрителю развитие автора. Со временем радикально меняя свое художественное мышление, возможно, сам того не желая, он сделал свою живопись трудной для восприятия случайных посетителей выставочных залов. Сам Альфред Петрович не считает свои работы непонятными, хотя согласен с тем, что такое мнение бытует. 

Диалог с авангардом

– Альфред Петрович, расскажите об этой выставке? 

– Я бы сказал, что здесь представлена целая эпоха. Здесь представлены работы и 1969 г., а есть и 2014-го. Конечно, за этот период мое творчество очень изменилось — кому-то это нравится, кому-то нет. По натуре я такой художник, что не могу задерживаться на одном месте. Меня всегда тянет к прогрессу, к экспериментам. Я считаю, что каждому творческому человеку необходимо развиваться, им должно двигать любопытство. И если и есть в моих работах сдвиги, то потому, что я любопытен и много читаю. Кстати, специалисты говорят, что в моей библиотеке нет плохих книг. 

Сейчас у Вас часто проходят выставки? 

– Недавно в Омске была выставка «Зона Сибири», куда прошли мои работы. Мне потом прислали диплом лауреата, медаль. Оттуда мои работы попали на Всесоюзную выставку в Москву. Но в моем возрасте такие шаги делать не так-то просто.

 – Ваши картины сложны для восприятия, почему Вы выбираете такой ракурс, который необходимо расшифровывать?

– Говорят, что действительно, мои работы сложны. Но, например, моя картина «Вдовы» — по-моему там нет ничего сложного. Может быть, там есть нетрадиционный подход — в живописи он называется символизмом. Вот эти шесть женщин одеты в красные платья, и позы их выражают скорбь. Вообще, вдовы — тема, за которую брались многие художники. Когда ты используешь популярную идею, то должен отдавать себе отчет в том, что необходимо найти нетрадиционный вариант — без этого можно вообще не заниматься живописью. Или моя работа «Дон Кихот» — мои друзья говорят, что я сам Дон Кихот, я не отказываюсь от этого. Эта картина не так просто мне далась, потому что эта тема тоже нередко поднималась художниками, и мне пришлось применять некоторый кубизм, конструктивизм и прочие приемы, которые были наработаны до меня.

 – А Вы сами вносите что-то новое в живопись?

– Делать какие-то реформы в живописи, как Малевич, Пикассо и другие, — это практически невозможно сейчас. Моей точкой отсчета является направление «Бубновый валет». Его авторы отталкивались от Поля Гогена и Ван Гога и создали вот это новое направление. Это явление крупное в России, которое мне импонирует. – Как Вы создаете свои картины? 

– Прежде чем взяться за работу, нужно много подумать, подождать, пока мысль созреет. Нужно понять, как ты будешь выбранную тему решать, потому что многое уже было написано. А повторять других — это явный проигрыш.

 – Откуда такой интерес к нестандартному подходу? 

– Я много работаю над собой. Я долго жил в Рубцовске, там была студия, где работал Владислав Владимирович Тихонов, которого я считаю своим учителем. Когда меня спрашивают, какая у него была программа обучения, я говорю, что никакой особой программы у него не было, просто он был учителем по жизни — с ним можно было поговорить и о поэзии, и о музыке, и о живописи, конечно. Он очень на меня повлиял. 

– Какие темы Вам ближе всего?

 – У меня целый цикл крымских работ, я, наверное, выезжал туда добрый десяток лет. В моем творчестве есть много работ, связанных с Быстрым Истоком. Там моя жена училась в школе, и мы выезжали потом с ней туда отдыхать, я многое там написал. 

По словам художника, для него равнозначны и живая природа, и природа, сотворенная руками человека. Пейзажные этюды окрестностей города, дачи, леса, нетронутая природа — все это автор пытается зафиксировать и отразить через призму своего восприятия. 

Творчество художника многообразно, в нем много пережито и выстрадано, перегорело и возродилось вновь. Но, несмотря ни на что, 85-летний Альфред Фризен, многое уже пережив за свою жизнь, все так же молод и полон идей и сил для продолжения своего творчества.

 Юлия ЩАНКИНА 

«Автограф». 13 ноябрь 2014 г.