Эврика Альфреда Фризена
Александр РЫЖОВ,
искусствовед Альфред Фризен. Диалог с авангардом: художественный альбом / сост. и автор статей А. В. Рыжов. — Барнаул, 2014.
Путь человека Живопись
Альфреда Фризена исторически значима для искусства Сибирского региона. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел выстроить диалог с авангардным искусством начала XX в. (которое так и не дошло в свое время до Сибири). Он сумел объять почти все достижения русского авангарда — абстрактную живопись, кубофутуризм, конструктивизм. Осмысливая опыт авангардистов, Альфред Фризен реализовал и свою творческую индивидуальность. Альфред Петрович Фризен — человек с огромным жизненным и духовным опытом, человек, которого отличает культурный лоск. Художник много читает, заучивая наизусть цитаты великих художников и поэтов. В тройке любимых поэтов художника — Андрей Вознесенский, Николай Рубцов, Иван Жданов. Альфред Петрович превыше всего ценит честность и категорически не приемлет вероломство, предательство. Будучи человеком толерантным,вежливым, он готов иногда уступить в споре, сгладить в беседе острые углы, но при этом художник имеет собственную позицию по любому вопросу, ему чужд конформизм. Не случайно в своей портретной галерее он собрал деятелей искусства и культуры, не захотевших подстроиться под идеологический стандарт. Чуткость, сочувствие человеческим страданиям характеризуют его как художника-гуманиста и придают его искусству дополнительную глубину. Работая над картиной, Альфред Фризен желает одного: чтобы созерцание произведения приносило зрителю очищение, делало его добрее, умнее. Ему хочется влюбить зрителя в свою живопись. Альфред Петрович и сам влюбчив от природы, однако на представительниц прекрасного пола он смотрит особенным взглядом художника, отмечающим прежде всего гармонию духа и пропорций человеческого тела. Вероятно, живопись художника неслучайно полна многочисленных вариаций контрастов. Альфред Петрович и своей собственной персоной представляет удивительный контраст: при внешней скромности он обладает смелостью и дерзкой раскованностью внутренней творческой жизни. С середины 1990-х гг. этот контраст с каждым годом увеличивался. Новое направление, выбранное им в творчестве, порой встречает недоумение коллег. Впрочем, Альфреда Петровича всегда понимают и поддерживают те люди искусства, которые не ограничивают себя рамками в творчестве и открыты для новых тенденций и веяний. Фризену, человеку открытому, общительному, с тонким чувством юмора, всегда удается установить дружелюбные взаимоотношения с коллегами-художниками. В Рубцовске в студии Владимира Тихонова он встречает единомышленника — художника Николая Бойко, в будущем неизменного партнера по пленэрным прогулкам в Крыму. Дома творчества знакомят Альфреда Петровича Фризена с художниками из разных регионов России. Переехав в Барнаул, он находит друзей в изостудии Василия Рублева. Мы уже упоминали, что Альфред Фризен становится членом Союза художников России по рекомендации Василия Рублева (а также Ильбека Хайрулинова, Виктора Зотеева и Вячеслава Загонека). Кстати, небывалый прецедент в истории Алтайского отделения СХР — его членом стал художник, рисующий афиши в кинотеатре и занимающийся живописью лишь в свободное от работы время. Альфред Петрович легко срабатывается с художниками творческого объединения «Номады». В этой группе, созданной на пороге миллениума по инициативе Ларисы Пастушковой, состоят Сергей Дыков, Юрий Юрасов, Сергей Червов, Юрий Яуров и др.
Александр РЫЖОВ,
искусство Альфред Фризен. Диалог с авангардом: художественный альбом / сост. и автор статей А. В. Рыжов. — Барнаул, 2014
Альфред Фризен: «Я художник-непоседа»
20 сентября 2011 г. в Доме ученых Сибирского отделения РАН открылась выставка алтайского художника Альфреда Фризена «Ретроспектива». Его работы заставят задуматься о природе искусства даже наиболее скептически настроенных жителей Академгородка. «Жизнь меняется, вместе с ней должен меняться и художник, его работы и его отношение к миру. Иначе он просто потухнет, станет не интересен окружающим и самому себе. Это мое правило, когда я беру кисти и краски в руки», — рассказывает автор выставки Альфред Фризен. Альфреду Петровичу уже 83 года. Но, несмотря на это, он считает себя совсем юным художником. «Я очень любознательный человек. Я люблю искусство во всех его проявлениях: будь то поэзия, картины или музыка. Главное, чтобы я чувствовал этот мир», — говорит он. Путь к творчеству для алтайского художника начался 76 лет назад. Тогда, будучи совсем мальчишкой, он пришел в гости к своему другу, отец которого был художником и делал копии знаменитых картин. Тогда и состоялось первое знакомство Альфреда Фризена с творчеством Шишкина и Васнецова. Увидев работы, он решил, что тоже станет художником. Но, как это часто бывает, жизнь распорядилась иначе. «Мне было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Я целыми днями стоял за станком, чтобы обеспечить наших солдат всем необходимым для жизни и сражений. Но даже тогда я точно знал: рано или поздно в мои руки попадет набор красок и кистей», — рассказывает Альфред Фризен. После войны он учился в художественном университете в Москве, правда, заочно. Многие не понимали такого стремления молодого человека к искусству и нередко подшучивали: учиться заочно на художника — все равно, что питаться заочно. Но и это не остановило Альфреда Петровича. Дальше стало проще. Автора сегодняшней выставки начали приглашать на «творческие дачи». «Мы приезжали на дачу к какому-нибудь именитому художнику из Москвы или Санкт-Петербурга. Порой нас собиралось до 50 человек, и два месяца мы посвящали только искусству. Рисовали, обсуждали и оттачивали свое мастерство», — вспоминает Альфред Петрович. Затем стали появляться персональные выставки в родном городе. Но признание к художнику пришло уже после 40 лет. На одну из его выставок случайно попали художники-коллеги и посоветовали не прятать столь ценные материалы в одном выставочном зале. Картины Альфреда Фризена побывали в Германии, США, Москве, Саратове. В нашем районе открытие выставки «Ретроспектива» совпало с открытием Выставочного зала Дома ученых СО РАН после реконструкции. «Мы очень долго уговаривали Альфреда Петровича выставляться в нашем зале. Два года мы вели переговоры, и каждый раз открытие откладывалось. И вот когда мы отремонтировали Выставочный зал, съездили в Барнаул и отобрали вместе с автором картины для этой выставки, становится ясно — мы не ошиблись!» — рассказывает на презентации заведующая Выставочным залом Ирина Бич. На этой выставке каждый найдет что-то себе по душе: здесь представлены ранние работы художника (портреты и пейзажи Алтайского края), более зрелые работы — авангард и кубизм. Барнаульские искусствоведы говорят о Фризене: «Он идет в ритме времени, тонко улавливая звук, цвет, координаты движения». Мнения же посетителей выставки в Академгородке различны. «Выставка просто уникальна. Когда заходишь в зал и видишь совсем новые работы, кажется, что их автор — молодой художник. Когда же знакомишься с ним, понимаешь, насколько это удивительный человек. Я считаю, что на его работах должны учиться дети. Это очень тонкое и гармоничное видение мира», — воодушевленно говорит одна из посетительниц выставки, разглядывая работы. Другая посетительница по имени Ирина не может объяснить, чем ее так привлекли и потрясли картины. «Это настолько своеобразно! Меня поражают форма, насыщенность цветов», — рассказывает она. Впрочем, некоторым зрителям непонятно, что же такого уникального в этой выставке: «Знаете, нарисовать цветные квадратики, треугольники и кружочки могу и я, и мои соседи, и мои дети. Я не увидел здесь ничего нового, интересного, познавательного». По мнению искусствоведов, Фризен — это человек-эпоха, «человек, идущий вперед лицом, обращенным назад». Все его работы так же динамичны, как и время. На каждом полотне отражается история России и каждого ее жителя. Насколько это верно и что несут нам картины Альфреда Фризена, жители Советского района могут узнать, посетив выставку «Ретроспектива» до 17 октября.
Марина МЕЗИНА
«Академия новостей» (Новосибирск), 22 сентября 2011 г.
Абстракции и реальность
Альфреда Фризена 29 октября в Барнауле, в Алтайском краевом Российско-Немецком Доме, отмечали 75-летний юбилей Альфреда Петровича Фризена — художника, известного далеко за пределами Алтая.
Творчество Альфреда Фризена привлекает своей многоплановостью и разнообразием жанра. Особое место занимают портреты, преисполненные глубокого интереса к нашим современникам. Говорят, когда художник пишет чей-то портрет, он пишет себя. И действительно, на мой взгляд, глядя на портреты людей, написанных Фризеном, находишь некоторое сходство с автором. Штрихи загадочности, интеллигентности, сдержанности… А может, автор неслучайно останавливает свой выбор именно на этих людях? В этом жанре есть очень много интересных работ, таких как автопортрет, портрет дочери, портреты профессора Малиновского и Альфреда Шнитке… Наблюдательность и фантазия автора прослеживаются в его натюрмортах, но особое место художник отводит пейзажу. Как рассказывает сам Альфред Петрович, он очень любит находиться наедине с природой, ранней весной наблюдать, как она просыпается, или, напротив, «не просмотреть», как первый пушистый снег укрывает землю. Кроме природы, Альфред Петрович пишет много пейзажей с видами улиц и старейших уголков городов Барнаула, Рубцовска, Симферополя, Гурзуфа, Бахчисарая. Он умеет настолько точно передать настроение задуманного сюжета, что невольно зритель ощущает себя в этой атмосфере. В последние годы художник работает в стиле авангарда. Он сменил привычные холст и масло на картон и гуашь и стал рисовать абстракции и фантазии. Этой теме и были посвящены одни из его последних выставок — «Рациональное и иррациональное» и «Субстанции». Даже картины были размещены не совсем обычно. Например, картина «Театр» была повешена «вверх ногами» и при этом органично смотрелась, не ущемляя достоинства работы, а наоборот, подчеркивала талант и оригинальность художника. Приковала внимание, загипнотизировала зрителя и абсолютно новая картина «Парад суверенитетов» — контраст официоза и женственности, строгости и нежной теплоты. На выставке были представлены и другие работы, отражающие действительность и наполненные глубоким философским смыслом: «Брожение умов», «Лабиринт», «Бег», «Субстанции». Именно экспозиция «Субстанции» задает настроение выставке.
Так кто же он — этот человек, который своим творчеством на протяжении стольких десятилетий будоражит и интригует воображение зрителей? Альфред Петрович Фризен родился 29 октября в 1929 г. в Уфе, в семье российских немцев-интеллигентов. Когда Альфреду было 6 лет, он впервые в гостях у своего друга увидел картины, написанные маслом (отец этого мальчика был художником-любителем). Рассматривая тюбики с красками, он выдавил на белый лист капельку красной масляной краски. Это пятно, возможно, и предопределило его дальнейшую судьбу художника. В 1934 г. семья Фризен переехала на Алтай в город Рубцовск. Это были тяжелые годы для советских (как их тогда называли) немцев — именно тогда начались преследования по национальному признаку. Как многие немцы его поколения, Альфред Фризен долгие годы не имел возможности учиться, и только в 1956-м ему удалось поступить на заочное отделение Народного университета искусств им. Н. К. Крупской, который он закончил в 1962 г. С 1989 г. Альфред Петрович — член Союза художников СССР. За все эти годы им написано огромное количество работ, которые демонстрировались на различных выставках не только на Алтае и в других регионах России, но и за рубежом (в Германии и США). Альфред Петрович — частый гость Алтайского краевого российсконемецкого дома. С этим человеком общаться легко и приятно, а его интеллект и кругозор просто поражают. У него дома прекрасная библиотека, он хорошо знает творчество не только своих соотечественников: знакомство с западными художниками сыграло немалую роль в творчестве Фризена, что нашло отражение и в его работах. В свои 75 лет Альфред Петрович находится в прекрасной спортивной форме. В чем же секрет его творческого долголетия? Скорее всего, в нем самом, в его неустанной жажде жизни, в стремлении не пропустить ничего нового и в постоянном общении с людьми. И в этом у него нет недостатка. В его мастерской всегда много друзей, причем разного возраста. По словам Альфреда Фризена, молодежи даже ближе и понятнее его авангардистские работы. Сейчас художник готовится к юбилейной выставке, которая пройдет 16 декабря в Государственном художественном музее Алтайского края. Желаем ему творческих успехов, и как знать, может, нам посчастливится узнать еще одну неоткрытую веху его творчества!
Марина САВЫШИНА
«Московская немецкая газета», 19 ноября 2004 г.
Нечаянный постмодернизм
Барнаульскому художнику Альфреду Фризену в этом году исполнилось 85 лет. Алтайское отделение Союза художников России традиционно устраивает своим юбилярам большие ретроспективные выставки, и Альфред Петрович удостоился этой чести. 13 ноября в выставочном зале СХР открылась его выставка «Диалог с авангардом». Она объединила живописные работы автора за последние 35 лет, его фотографии, контррельефы, графику и инсталляции.
Альфреда Петровича сегодня называют абстракционистом. Однако так было не всегда. Он начал заниматься живописью в 30 лет, после войны. В то время он писал реалистичные портреты, пейзажи и натюрморты. Раннему периоду творчества 1970–1980-х гг. на выставке отведен большой зал. Одна из самых ранних работ в экспозиции — «Портрет жены» (1969 г.). Она изображена в профиль, скромно и целомудренно, за чтением, на сером фоне, в сером халате и белой косынке. Эта картина в духе соцреализма никак не предвещает грядущих перемен в живописи автора. В начале 1990-х гг. творчество Альфреда Фризена меняется вслед за социально-политическими переменами в стране. Этому способствовали новые взгляды на искусство в государстве и обществе. Фризену шел уже седьмой десяток, но он смело отказался от реализма и стал изучать творчество российских и зарубежных авангардистов методом эксперимента. Он собирал книги и альбомы об искусстве, выменивал их на свои картины. В его работах начала 90-х — поиски новых средств выразительности и протест против прошлого, как у членов «Бубнового валета». В «Натюрморте с бутылками» — сезаннистская лепка форм и их упрощение, в пейзаже «Барнаул. Ул. Горького» — искаженные дома, падающие в разные стороны, и черные силуэты деревьев вокруг одинокой фигуры на белом снегу. Среди работ 2000-х гг. много геометрических абстракций, среди которых есть и скорее супрематические (поток четырехугольников в «Композиции №65»), и футуристические (динамичный коллаж «Узел»). Около 200 выставленных работ полностью раскрывают разнообразие творчества Альфреда Петровича, но экспозиция не позволяет проследить череду изменений в нем. Реалистические пейзажи 1980-х гг. соседствуют с образами в духе крестьянского цикла Малевича, предельно обобщенными фигурами людей («Протест»). В последнем зале собраны работы преимущественно позднего периода творчества Фризена. Среди них есть очевидные заимствования вроде «Джоконда и Пит Мондриан», где самое известное лицо эпохи Возрождения смотрит на зрителя сквозь узнаваемое сочетание цветных четырехугольников «Композиции...» Мондриана.
Цитат так много, что даже там, где их не видишь, начинаешь предполагать. Но Фризен среди постмодернистских игр все же находит свой стиль, который выставка позволяет увидеть. Он не только в декоративном цвете и особенностях живописи художника, но и в темах его работ, в самом «диалоге с авангардом» — в аллюзиях и заимствованиях. Альфред Петрович учится изобразительному языку художников начала ХХ в. и использует его для создания своих произведений. Контррельеф «Ван Гог» из крышек, досок и вырезки с автопортретом великого художника ничего не говорит нам о Ван Гоге, но показывает, что он занял особое место в жизни Фризена. «Новое» искусство (столетней давности) однажды восхитило художника, и он делится своим восторгом. Оно открыло ему возможность смелого поиска себя в искусстве, и Альфред Петрович, безусловно, нашел то, что искал. И ему уже не важно, насколько это модно и актуально сегодня.
Лидия ЗИНОВЬЕВА
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства
«Про арте». 2 декабря 2014 г.
Авангард состоялся. Диалог с авангардом
В выставочном зале Союза художников 13 ноября прошло открытие персональной выставки Альфреда Фризена «Диалог с Авангардом», которая посвящена 85-летию художника.
В экспозиции представлено более 200 работ, еще около 100 привезенных автором не поместились в пространствах залов. Эта выставка отличается от всех предыдущих выставок Альфреда Петровича. Она заключает в себе картины многих лет, начиная с 1969 г. и заканчивая 2014-м — художник творит до сих пор. На ретроспективной выставке представлены инсталляции, коллаж, фотографии, а также живопись и графика, выполненные в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа, но интерпретируются они совсем нетрадиционно. «У Альфреда Петровича за всю его жизнь прошло множество персональных выставок во всех галереях нашего города, в других городах и даже за границей, — рассказывают сотрудники Союза художников. — Эта юбилейная выставка объединяет в себе разнообразные работы. Альфред Петрович привез более 300 работ, ему хотелось как можно полнее показать свое творчество и то, как за эти годы оно развивалось и как развивался он сам».
На открытии присутствовала жена художника. Она принимала поздравления вместе с Альфредом Петровичем. Одна из самых значимых работ на этой выставке — портрет Клары Матвеевны. Портреты — это особая, неиссякаемая тема в творчестве, отражающая все метаморфозы стиля художника. Почти во всех портретах или отсутствует, или проявляется очень слабо то, что называется портретным сходством. Художнику не важна внешняя оболочка человеческой сущности, и он находит другие точки соприкосновения с моделью, дающие ей узнаваемость на его холстах. Разнообразие работ на выставке показывает зрителю развитие автора. Со временем радикально меняя свое художественное мышление, возможно, сам того не желая, он сделал свою живопись трудной для восприятия случайных посетителей выставочных залов. Сам Альфред Петрович не считает свои работы непонятными, хотя согласен с тем, что такое мнение бытует.
Диалог с авангардом
– Альфред Петрович, расскажите об этой выставке?
– Я бы сказал, что здесь представлена целая эпоха. Здесь представлены работы и 1969 г., а есть и 2014-го. Конечно, за этот период мое творчество очень изменилось — кому-то это нравится, кому-то нет. По натуре я такой художник, что не могу задерживаться на одном месте. Меня всегда тянет к прогрессу, к экспериментам. Я считаю, что каждому творческому человеку необходимо развиваться, им должно двигать любопытство. И если и есть в моих работах сдвиги, то потому, что я любопытен и много читаю. Кстати, специалисты говорят, что в моей библиотеке нет плохих книг.
– Сейчас у Вас часто проходят выставки?
– Недавно в Омске была выставка «Зона Сибири», куда прошли мои работы. Мне потом прислали диплом лауреата, медаль. Оттуда мои работы попали на Всесоюзную выставку в Москву. Но в моем возрасте такие шаги делать не так-то просто.
– Ваши картины сложны для восприятия, почему Вы выбираете такой ракурс, который необходимо расшифровывать?
– Говорят, что действительно, мои работы сложны. Но, например, моя картина «Вдовы» — по-моему там нет ничего сложного. Может быть, там есть нетрадиционный подход — в живописи он называется символизмом. Вот эти шесть женщин одеты в красные платья, и позы их выражают скорбь. Вообще, вдовы — тема, за которую брались многие художники. Когда ты используешь популярную идею, то должен отдавать себе отчет в том, что необходимо найти нетрадиционный вариант — без этого можно вообще не заниматься живописью. Или моя работа «Дон Кихот» — мои друзья говорят, что я сам Дон Кихот, я не отказываюсь от этого. Эта картина не так просто мне далась, потому что эта тема тоже нередко поднималась художниками, и мне пришлось применять некоторый кубизм, конструктивизм и прочие приемы, которые были наработаны до меня.
– А Вы сами вносите что-то новое в живопись?
– Делать какие-то реформы в живописи, как Малевич, Пикассо и другие, — это практически невозможно сейчас. Моей точкой отсчета является направление «Бубновый валет». Его авторы отталкивались от Поля Гогена и Ван Гога и создали вот это новое направление. Это явление крупное в России, которое мне импонирует. – Как Вы создаете свои картины?
– Прежде чем взяться за работу, нужно много подумать, подождать, пока мысль созреет. Нужно понять, как ты будешь выбранную тему решать, потому что многое уже было написано. А повторять других — это явный проигрыш.
– Откуда такой интерес к нестандартному подходу?
– Я много работаю над собой. Я долго жил в Рубцовске, там была студия, где работал Владислав Владимирович Тихонов, которого я считаю своим учителем. Когда меня спрашивают, какая у него была программа обучения, я говорю, что никакой особой программы у него не было, просто он был учителем по жизни — с ним можно было поговорить и о поэзии, и о музыке, и о живописи, конечно. Он очень на меня повлиял.
– Какие темы Вам ближе всего?
– У меня целый цикл крымских работ, я, наверное, выезжал туда добрый десяток лет. В моем творчестве есть много работ, связанных с Быстрым Истоком. Там моя жена училась в школе, и мы выезжали потом с ней туда отдыхать, я многое там написал.
По словам художника, для него равнозначны и живая природа, и природа, сотворенная руками человека. Пейзажные этюды окрестностей города, дачи, леса, нетронутая природа — все это автор пытается зафиксировать и отразить через призму своего восприятия.
Творчество художника многообразно, в нем много пережито и выстрадано, перегорело и возродилось вновь. Но, несмотря ни на что, 85-летний Альфред Фризен, многое уже пережив за свою жизнь, все так же молод и полон идей и сил для продолжения своего творчества.
Юлия ЩАНКИНА
«Автограф». 13 ноябрь 2014 г.